Калькулятор для индивидуальных пенсионных программ

Калькулятор для корпоративных пенсионных программ ГК "Росатом"

Обратная связь

Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, можете задать его нашим специалистам.

Бесплатный звонок по России:
8-800-301-15-89

Время работы:
Понедельник-четверг с 9:00 до 18:00
(обед с 13:00 до 13:48),
Пятница с 9:00 до 17:00
(обед с 13:00 до 13:48)

 05/04/2007 
Интервью с исполнительным директором Китаевым В.В.

Бюллетень по Атомной энергии № 2, 2007, стр. 27 – 30.
В.В.Китаев. «По уровню развития пенсионной системы можно судить о зрелости общества»

Интервью с исполнительным директором негосударственного пенсионного фонда работников атомной энергетики «Энергоатомгарант» Виктором Вячеславовичем Китаевым:

- В.В., насколько актуальна в настоящее время в нашей стране тема пенсионного обеспечения?

Я считаю, что пенсионная тема является неотъемлемой частью нашей жизни и постоянно актуальна и востребована в цивилизованном обществе. Можно сказать, что пенсия – это вечная ценность во все времена и в любой стране. Это один из самых животрепещущих вопросов, который всегда всех затрагивает. Каждый из нас в соответствующем возрасте становится пенсионером. И общество в целом, и каждый из нас в отдельности должен заранее думать об этом моменте. По уровню развития пенсионной системы можно судить о зрелости общества.

- В.В., проводимая в стране пенсионная реформа связана с демографической ситуацией, или были еще какие-то предпосылки?

Вопрос реформирования пенсионного обеспечения особенно остро у нас встал тогда, когда государство пришло к выводу, что существовавшая у нас распределительная система пенсионного обеспечения, оставшаяся с советских времен, перестала соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Еще 30 лет назад на одного пенсионера приходилось 5-6 работающих, а сейчас – эта цифра снизилась до 1,6, причем ситуация продолжает ухудшаться. Не далек тот день, когда на одного пенсионера будет приходиться один работающий. И даже если в будущем будет увеличен пенсионный возраст, вряд ли ситуация изменится кардинально. В связи с этим 2002 году в стране была начата масштабная пенсионная реформа, в основе которой лежит создание принципиально новой пенсионной системы. И демографическая ситуация и смена общественно-политической формации в стране и настройка экономики России на работу в едином пространстве стран мирового сообщества – это существенные предпосылки для проведения пенсионной реформы.

- В. В., поясните для наших читателей – в чем суть пенсионной реформы?

В настоящее время в России действует многоуровневая пенсионная система, состоящая из трудовой пенсии, профессионального пенсионного обеспечения и дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения. В структуре трудовой пенсии, а именно так теперь правильно называется пенсия, выплачиваемая Пенсионным фондом России, в свою очередь выделяются 3 части: базовая, страховая и накопительная. Все три составляющие трудовой пенсии формируются из взносов, которые уплачивает работодатель за работающего человека в составе единого социального налога (ЕСН).

Базовая часть устанавливается государством в твердом размере для всех пенсионеров, имеющих стаж работы не менее 5 лет составляет в настоящий момент 1035 руб. 09коп.

Страховая и накопительная части трудовой пенсии, напротив, формируются исходя из размера заработной платы работника. Именно так учитывается личный вклад каждого конкретного человека в свое «светлое будущее» после ухода на заслуженный отдых. Взносы, уплаченные работодателем на формирование базовой и страховой части пенсии, идут на текущие выплаты пенсии сегодняшним пенсионерам. Взносы, уплачиваемые работодателем на формирование накопительной части, не распределяются между сегодняшними пенсионерами: эти средства идут на индивидуальный лицевой счет работающего, в пользу которого перечислены. Ежегодно Пенсионный фонд России (ПФР) уведомляет каждого российского гражданина о состоянии его пенсионного счета, присылая специальное письмо (прозванное в народе «письмом счастья»), в котором отдельной строкой выделена сумма, составляющая накопительную часть пенсии.

Что хотелось бы отметить: самое главное в пенсионной реформе – помогать формировать новый менталитет работника, который с молодых лет будет твердо знать, что заботиться о своей старости нужно самому, не полагаясь только на государство. Будет знать, что для этого нужно постоянно повышать свое профессиональное мастерство, беречь здоровье, стремиться к тому, чтобы быть максимально востребованным в своем коллективе и обществе. И за годы пенсионной реформы эти цели не только не потеряли своей значимости, но и приобрели новое содержание благодаря дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению.

- В.В., а что же такое дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение и как оно осуществляется?

Негосударственное пенсионное обеспечение в нынешней пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных пенсионных программ отдельных предприятий и организаций либо административных образований, так и в форме индивидуального пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств по дополнительному пенсионному обеспечению в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). НПФ – это финансовый институт, основная цель которого – выплата негосударственной пенсии своим участникам. В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» НПФ – некоммерческая организация, т.е. целью его деятельности является не извлечение прибыли, а сохранения и приумножения средств, предназначенных для выплат негосударственных пенсий участников НПФ.

Активно осуществляют свою деятельность на рынке негосударственного пенсионного обеспечения по опубликованным сведениям на 01.10.2006г – 258 НПФ, накопления которых превышают 300 миллиардов рублей. В НПФ состоят свыше 6,1 миллиона человек. Работа НПФ основана на следующем: работник или его работодатель или они совместно – вносят в НПФ некую сумму с периодичностью определенной договором. Фонд, аккумулируя средства от многих участников, вкладывает деньги и не дает им не только «усыхать» от инфляции, но и по итогам каждого года на них начисляется инвестиционный доход. Когда конкретный работник выходит на пенсию, исходя из накопленной за годы суммы, в дополнение к обязательной государственной пенсии человеку будет выплачиваться и дополнительная.

При этом деятельность НПФ жестко контролируется со стороны государства и различных уполномоченных для этих целей организаций: • Ежедневный контроль за инвестированием пенсионных средств со стороны специальной финансовой организации – депозитария. • Ежемесячные отчеты в специальный контролирующий орган государства – ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам). • Ежегодные актуарное (попросту – математическое) оценивание и аудиторская проверка. И это только малая часть списка контролирующих органов.
НПФ обязаны ежегодно публиковать в средствах массовой информации отчеты о своей деятельности, а также информировать вкладчиков и участников фондов о состоянии их пенсионных счетов. То есть негосударственные пенсионные фонды являются прозрачной и понятной структурой с точки зрения привлечения и размещения (дальнейшего приумножения) пенсионных резервов. НПФ — это испытанный способ обеспечения безбедной старости во всем мире. Получая небольшую государственную пенсию, зарубежные пенсионеры имеют солидную прибавку к ней в виде дополнительной пенсии, которую получают от негосударственного пенсионного фонда. Именно это позволяет им путешествовать по всему миру, помогать внукам, быть независимыми от детей и вообще не испытывать нужды.

- В.В., а какова может быть роль НПФ в современной деятельности любого предприятия?

Грамотные руководители заботливо относятся к своим кадрам. Известный лозунг – «кадры решают все» стал звучать по-новому. Социальный пакет, программы обучения, карьерный рост - вот то, что привлекает людей работать в той или иной организации. Трудовой ресурс является важнейшей составляющей эффективного бизнеса. Эффективное управление издержками, финансами, грамот¬ная маркетинговая политика - это необходимые, но недостаточные составляющие успеха. Пос¬леднее слово в решении стоящих перед организацией задач остается за кадрами.
Созданная на предприятии корпоративная пенсионная программа помогает решать предприятию, как минимум, три основные задачи – социальную, кадровую и финансово-экономическую. Социальная задача – это дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение как часть социального пакета, получаемого сотрудником. Реализация предприятием гарантий социальной защиты своих работников - это один из элементов их уверенности в завтрашнем дне.

Внедрение корпоративных пенсионных планов позволяет руководителям предприятий более успешно вести кадровую политику, привлекать и удерживать наиболее квалифициро¬ванных работников. Для современного руководителя задача по созданию оптимальной кадровой политики сейчас стоит на одном уровне с повышением финансовых показателей деятельности предприятия. И я считаю, что это небезосновательно.

Пенсионные программы помогают предприятию решать финансово-экономические задачи. Пенсионные ресурсы – это «длинные деньги». Поэтому НПФ может часть собранных средств, в соответствии с законодательством, направлять на реинвестирование, например, на финансирование социальных программ, в том числе на ипотечное кредитование.

- В.В., можно немного подробнее о тех преимуществах, которые получает и предприятие, и работник при внедрении корпоративных пенсионных программ по сравнению с традиционными методами мотивации успешной работы сотрудников?

Руководители каждого предприятия в своей кадровой политике располагают целым спектром различных методов стимулирования труда. Одни из них направлены на текущее мотивирование сотрудников – такие методы называют краткосрочными. К ним относятся медицинское страхование, выплата премиальных, бонусов, и т.д. Другие формируют длительную мотивацию трудовой деятельности – это долгосрочные методы стимулирования, корпоративные программы по предоставлению кредитов, в т.ч. ипотека и, безусловно, дополнительное пенсионное обеспечение. Повышенная пенсия в старости – это наиболее универсальный и значимый стимул в жизни сотрудника. Существующая сейчас государственная пенсионная система вряд ли сможет обеспечить даже четверть получаемого ранее дохода работника. Дополнительная пенсия от предприятия может в определенной степени изменить эту картину. То есть использование негосударственных пенсионных программ позволяет предприятию реализовать гарантии социальной защиты работника. Руководителю предприятия с помощью этих программ легче наладить систему управления персоналом, закрепить наиболее ценных работников, стимулировать талантливых сотрудников к дальнейшему профессиональному росту.

На примере западных стран мы видим, что сейчас высокий уровень пенсионного обеспечения в тех государствах, где работник с самого начала трудового стажа реально участвует в процессе создания своей будущей пенсии. Сегодня можно много говорить о размерах наших пенсий, о недостатках в реализации пенсионной реформы, но главная проблема заключается в том, чтобы люди поняли простую вещь – только совместными усилиями государства, предприятия и самого работника может быть обеспечен достойный уровень пенсии. Только такой триумвират может дать нужный результат. И чем раньше произойдет этот перелом в головах людей, тем быстрее будет решена эта проблема.

В этом плане я хочу сказать об особой роли руководителя предприятия, который обязан думать не только о сегодняшнем дне своих сотрудников, но и о завтрашнем, когда многие из них уйдут на пенсию. Тогда завтра они скажут большое спасибо тем, кто позаботился об их приличной пенсии и разъяснил необходимость участия в пенсионных программах. Еще раз хочу напомнить об ухудшении демографической ситуации в стране: работающих становится все меньше, а получающих пенсию – все больше. Да и саму пенсию необходимо увеличивать. И надо настойчиво разъяснять людям, что государство самостоятельно не может обеспечить нам достойную пенсию в старости. О своей пенсии человек должен заботиться сам всю свою трудовую жизнь, используя те возможности, которые созданы сейчас в результате пенсионной реформы. Разработанные пенсионные программы, в том числе и в нашей атомной отрасли, предоставляют такие возможности.

- В.В., если так выгодно внедрять корпоративные пенсионные программы, то почему в России предприятия широко не используют их на практике?

В этом вопросе есть два основных фактора – позиция руководителя и финансовые возможности предприятия. Многие до сих пор по старой привычке считают, что основную заботу о пенсиях должно брать на себя государство, забывая, что государство обеспечивает только минимум, так называемую базовую часть пенсии, остальное – забота предприятия и человека. Финансирование пенсионных программ может осуществляться не только за счет средств работодателя, но и совместными усилиями работника и предприятия на паритетных или долевых началах. Это позволяет оптимизировать затраты самого предприятия и увеличить размер пенсии. Многообразие пенсионных программ позволяет каждому предприятию выбрать ту, которая больше походит по различным критериям. Я хочу особо подчеркнуть, что корпоративные пенсионные программы - это достаточно гибкий инструмент в силу индивидуального подхода негосударственных пенсионных фондов к работе каждого предприятия.

- В.В., 6 февраля было опубликовано постановление правительства о новых правилах размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроле за их размещением. Что изменится в связи с этим постановлением?

Согласно правительственному постановлению, пенсионные резервы запрещается инвестировать в векселя и недвижимость. Новым постановлением правительства вложения в акции вкладчиков и учредителей фонда теперь ограничены 5% (в акции других эмитентов – до 10%), за исключением случаев, если указанные ценные бумаги включены в котировальные списки российской фондовой биржи высшего уровня. Запрет на вложения в векселя и сокращение лимитов вложений в бумаги учредителей – одно из средств борьбы чиновников с «дутыми» активами (капиталами) НПФ и искусственными пенсионными резервами. На приведение структуры резервов в соответствие с новым постановлением НПФ отведено три года.

- В. В., на днях в Москве состоится конференция по пенсионным проблемам. Что Вы от нее ожидаете?

Как показывают публикации в сегодняшних СМИ, за время практического внедрения пенсионной реформы появилось много новых идей и предложений. Разработчики самой реформы сегодня четче видят свои промахи. Люди не поняли преимуществ и всех возможностей новой системы. А может быть им не очень-то и хотели разъяснять. Более 95% превратились в «молчунов», теряющих свои накопления в недрах ВЭБа. Возникла необходимость что-то предпринимать. Родились идеи дополнительного пенсионного страхования, введения личных пенсионных счетов, автоматического перевода пенсионных накоплений в частные УК или по выбору работодателя.
Необходимо совершенствовать законодательную базу. Здесь логика простая: если государство заинтересовано в вовлечении в процесс пенсионного обеспечения самого человека и предприятия, оно должно стимулировать этот процесс. Сейчас об этой проблеме говорят на самом высшем уровне, и я надеюсь, что в ближайшем будущем она будет решена. Во всяком случае президент Владимир Путин на пресс-конференции для российских и иностранных журналистов заявил, что дал поручение правительству проработать вопрос о стимулировании отчислений работодателей в пенсионные фонды.

Отрадно, что пенсионной реформой активно собираются заниматься Госдума и «Единая Россия». Борис Грызлов на днях на заседании бюро Высшего совета «Единой России» сделал следующее заявление о том , что уже есть конкретные предложения, связанные, в том числе с введением мер экономического стимулирования работающих граждан к участию в добровольно-накопительной пенсионной системе, и что эти предложения не меняют структуру пенсионной реформы. Это позволит довести размер пенсии до 40 процентов от уровня предыдущего заработка. Глава российского парламента и «Единой России» особо подчеркнул, что «в каждом федеральном бюджете закладываются средства для пополнения пенсионного фонда».

Мы хорошо знаем о пенсионных системах и в ближнем, и в дальнем зарубежье. Но далеко не все апробированные там методы можно переносить на нашу почву. То, что уже сделано у нас по внедрению современной пенсионной системы, это немало для такой страны, как Россия. Хотя и недостаточно. Предстоит еще решать вопросы о налоговых льготах и другие задачи. Надеюсь, что обсуждение предстоящих нововведений в российской пенсионной системе пройдет конструктивно.



Возврат к списку новостей

Для входа в личный кабинет укажите, пожалуйста, следующую информацию
Получить пароль

Введите СНИЛС для получения пароля