Пенсионная реформа должна проходить в условиях диалога власти с гражданами
Интервью с президентом Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константином Угрюмовым. Беседовала Елена Елина.
Введение моратория на перевод пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и управляющие компании (УК), а затем и принятие решение об их перечислении в распределительную систему, то есть на выплату текущих пенсий, вызвало непонимание со стороны участников рынка.
О том, как предпринимаемые властями меры могут отразиться на состоянии НПФ и рынка в целом, и не является ли данная мера первым шагом к ликвидации накопительного компонента, в интервью агентству "Прайм" рассказал президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. Беседовала Елена Елина.
Как отразится на рынке НПФ перечисление пенсионных накоплений за 2014 год в распределительную систему?
Конечно, это нарушение прав застрахованных лиц. В один момент государство предлагает переписать правила, проигнорировав волеизъявление более 20 миллионов граждан, которое они уже сделали, по непонятным для них причинам. Почему никто не спросил у этих людей, почему решения принимаются в одностороннем порядке?
Где тот самый общественный договор, без которого не решить сложные социально-экономические задачи? На эти вопросы пока нет ответов. Реформа - это всегда улучшение, а не развал. И эта реформа стране необходима, но она должна проходить только при условии диалога власти с гражданами. Сегодня одно предложение сменяется другим, подчас прямо противоположным.
В такой ситуации сложно разобраться даже специалистам. В любом случае, при подобном молчаливом характере принятия решений можно говорить, что будущее доверие граждан к государству - под большим вопросом. Вряд ли граждане поверят и примут новые правила игры - какие у них есть гарантии, что через совсем непродолжительное время их накопления под любым предлогом не направят куда-нибудь еще?
Кроме того, предлагаемые изменения несут существенные риски и для экономики страны. Первое - это ликвидация источника "длинных" денег для развития экономики, которые уже сегодня НПФ вкладывают в строительство дорог, доступного жилья и другие важные инфраструктурные проекты.
Второе - неизбежен рост теневого сектора и возвращение "серых" зарплат - у людей исчезает стимул получать зарплату "в белую". Отсюда - увеличение дефицита распределительной системы. Все понимают, что единственный инвестиционный ресурс для российской экономики - это пенсионные накопления, других просто нет.
Отечественный фондовый рынок в условиях экономического кризиса, оттока капитала лишается единственной "подушки безопасности", в роли которой выступают пенсионные накопления. Если сейчас на них посягнуть, то через короткое время, когда правительство будет искать средства на развитие экономики, их просто будет неоткуда взять.
Нам непонятна логика "заморозки" пенсионных накоплений в связи с созданием системы гарантирования и сохранности средств. Создается ощущение, что до настоящего времени негосударственные пенсионные фонды вообще никак не контролировались. А как же тогда жесткий контроль со стороны Службы Банка России по финансовым рынкам, ежедневный контроль НПФ спецдепозитариями.
Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляется согласно инвестиционной декларации, разработанной Министерством финансов РФ и закрепленной в ФЗ-111. Очевидно, что "заморозка" объясняется необходимостью балансировки бюджета, а не заботой о правах будущих пенсионеров.
Кроме того, более 90% пенсионных накоплений сосредоточено в 30 крупнейших НПФ. Аудит этих фондов можно провести в кратчайшие сроки.
Есть ли, на Ваш взгляд, смысл в продлении права выбора накопительного компонента до конца 2015 года, если за 2014 год средства уходят в распределительную систему, а за 2013 год замораживаются в ПФР?
Конечно, смысл есть. Окончательных решений о направлении взносов накопительной части пенсии в страховую часть пока не принято. Выбор остается. Другое дело, необходимо понимать, что с 1 января 2014 года без письменного выбора ваши пенсионные накопления обнуляются. Чем больше человек затягивает с выбором, тем больше он теряет.
Если вы сделаете выбор в 2015 году - до этого времени у вас в любом случае будет 0% . Напомню, что накопительная часть пенсии - это "живые" деньги на личном пенсионном счете человека 1967 года рождения и моложе, которые увеличиваются путем инвестирования и главное, наследуются.
Но, если вы после событий последних недель верите обещаниям Минтруда получить хорошую пенсию, оставшись в "худеющей" от снижения взносов страховой части пенсии - ваше право.
Сколько россиян перевели на сегодня пенсионные накопления в НПФ, в том числе в 2013 году, сколько ожидается до конца года?
По нашим подсчетам, в 2013 году до 9 миллионов граждан сделают осознанный выбор и переведут накопительную часть своей пенсии в негосударственные пенсионные фонды.
Таким образом, общее количество граждан, чья накопительная пенсия формируется в НПФ, достигнет 27-29 миллионов человек. Это больше половины экономически активного населения страны.
Не считаете ли Вы, что перечисление пенсионных накоплений за 2014 год в распределительную часть - это только первый шаг, за которым последуют аналогичные меры и в отношении накоплений 2015-2016 года и т.п. и в итоге программа пенсионных накоплений закроется?
Конечно, гарантий того, что это крайне непродуманное предложение только на годовой период, нет. Но, есть ощущение, что предлагаемые меры - очередная попытка ликвидации накопительного компонента.
Как Вы относитесь к идее акционирования всех НПФ? Будут ли, по Вашему мнению, акционированы все НПФ или какие-то откажутся от этого?
Мы за то, чтобы акционировались все негосударственные пенсионные фонды, которые работают в системе обязательного пенсионного страхования. А НПФ, осуществляющие деятельность по корпоративным пенсионным программам и негосударственному пенсионному обеспечению, могли бы оставаться в форме некоммерческих организаций.
Здесь важны условия, а главное, сроки проведения акционирования. Увязка создания системы страхования и акционирования, которое предлагается провести за два года, не совсем логична. Система страхования нужна сегодня, об этом сообщество говорит уже 5 лет. А акционирование требует продуманного механизма и большие сроки. Оптимальное время, за которое НПФ могут успешно акционироваться без ущерба для застрахованных лиц - до 5 лет.
Кратчайшие сроки акционирования и установление прямой зависимости с созданием системы страхования - крайне рискованное решение. Лица, ставшие акционерами НПФ, получат акции фонда в силу закона полностью или частично безвозмездно. Это означает, что акционеры вместе с акциями получают серьезные налоговые последствия, для предотвращения которых необходимо внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ.
Кроме того, обязательства фонда в соответствии с МФСО будут отражены в балансе материнской компании, что неизбежно приведет к снижению финансовой устойчивости последней и ее инвестиционной привлекательности. Это явится следствием увеличения обязательств материнской компании за счет обязательств фонда по ОПС и ДПО. Как минимум, это приведет к снижению уровня капитализации компаний, что является особенно существенным для компаний с государственным участием.
Сколько, по Вашей оценке, может уйти с рынка НПФ после 2016 года? С одной стороны, Минфин рассматривает возможность разделения лицензий НПФ на ОПС и НПО, а с другой, представители ведомства говорят, что все НПФ должны акционироваться вне зависимости, осуществляют ли они ОПС...
Прогнозов с точными данными о том, сколько НПФ останется на рынке после проверок быть не может. Основная масса накоплений сосредоточена в 30 крупнейших фондах страны, поэтому процедура "отбора" НПФ не будет заметной как для рынка, так и для застрахованных лиц.
Однако сейчас до сих пор не известны критерии этих проверок. Неясно, отличаются ли они от тех требований, что на протяжении всей нашей деятельности к нам предъявляет ФСФР, Минфин, Счетная палата.
Что, по Вашему мнению, будет представлять из себя в целом пенсионный рынок после проведения всех реформ?
Сейчас это сложно даже предположить, но надеемся, что это будет более устойчивая, прозрачная и надежная система. За это выступают все фонды.
Опять же у правительства и Госдумы еще остается возможность корректировки объявленных, но еще не оформленных законодательно, решений.
Есть ли шанс у россиян, чьи пенсионные накопления за 2014 год направят в распределительную систему, выиграть иски, если они обратятся в суд?Возможны ли такие прецеденты?
Возможно все, но мы надеемся, что государство не допустит таких решений, после которых людям останется прибегать к судебным разбирательствам. Здесь вполне уместно напомнить слова главы Минэкономразвития, который считает, что шансы удовлетворения таких исков весьма велики.
Как Вы оцениваете создаваемую властями систему гарантирования пенсионных накоплений? Насколько она будет эффективной? Сколько НПФов ей соответствуют, сколько смогут осилить создание резервных фондов и отчисления в АСВ?
НАПФ полностью поддерживает создание системы сохранности средств пенсионных накоплений. О том, что она необходима отрасли, мы говорим уже 5 лет. Формат, схожий с системой страхования банковских вкладов, обсуждался давно, и он сможет обеспечить граждан гарантиями сохранности их накоплений.
Одновременно с этим мы считаем, что сначала должен быть сформирован законодательный механизм создания этой системы, а затем последовательные действия по его реализации. Оценить соответствие НПФ создаваемой системе пока невозможно, так как понятных закрепленных критериев оценки нет, законодательная база еще не проработана. Не хотелось бы, чтобы сроки нормотворческой работы, которая еще далеко не закончена, отражались на интересах застрахованных лиц.