24/01/2011 Кузнец пенсионного счастья
На вопрос, кто же главный кузнец пенсионного счастья, — у каждого россиянина есть свой ответ, свои соображения. Старшее поколение уповает на государство, связывая именно с ним своё материальное благополучие. Молодые, напротив, на государство не надеются,
Между тем последние годы со всех трибун провозглашается главная идея пенсионной реформы — люди смолоду должны заботиться о своей пенсии. Как говорится, на государство надейся, а сам не плошай.
Старики, отдавшие производству по 40 и более лет, сегодня уже не в состоянии повлиять на размер своей пенсии. Президент РФ Дмитрий Медведев подчёркивает, что забота о людях старшего поколения — это безусловный государственный приоритет. У нас в стране людей зрелого возраста более 20 миллионов, в Свердловской области — свыше миллиона двухсот тысяч. Именно на них, в первую очередь, была рассчитана валоризация, благодаря которой у россиян, имеющих большой советский стаж, значительно увеличилась пенсия. Её удалось подтянуть до признанной на международном уровне необходимой планки в 40 процентов от средней зарплаты. В 2010 году средняя трудовая пенсия по старости в стране выросла до 7700 рублей.
Надо заметить, что в ушедшем году в российской пенсионной системе произошло множество позитивных изменений. К примеру, начались выплаты из средств материнского капитала на учёбу детей и пенсию матери, на индивидуальное строительство, продолжились — на покупку жилья, на новом уровне организовано взаимодействие с работодателями.
С 1 февраля наступившего года пенсионеров ждёт индексация трудовых пенсий. Как сказал премьер Владимир Путин на встрече с ветеранскими организациями, — на 8,8 процента вместо намеченных ранее 8 процентов. Социальные пенсии в общей сложности увеличатся на 9,1 процента, в том числе с 1 апреля на 8 процентов. С апреля на 6,5 процента подрастёт размер ежемесячных денежных выплат. Минимальный уровень пенсионного обеспечения будет по-прежнему не ниже прожиточного минимума в регионе. Если же размер пенсии со всеми причитающимися неработающему пенсионеру выплатами не дотягивает до прожиточного минимума, человеку будет установлена социальная доплата. По прогнозам пенсионного ведомства, в ближайшие три года средняя пенсия в России должна вырасти в полтора раза и перевалить за 10 тысяч рублей.
В то же время в пенсионной системе накопилось немало проблем. Главная из них — дефицит собственных средств Пенсионного фонда, который, как известно, покрывается из федерального бюджета. В 2010 году объём трансфертов составил 1,3 триллиона рублей. Благодаря повышению тарифа страхового взноса до 34 процентов в этом году планируется снизить дефицит в полтора раза.
Министр финансов Алексей Кудрин не раз заявлял, что «вливания» в ПФР тяжелы для бюджета, и как одну из мер предлагал повысить возраст выхода на пенсию.
Читатель «ОГ» Леонид Петрович Сыромятников в своём письме в редакцию тревожится по этому поводу: «У нас не все мужчины доживают до 60 лет, а если срок выхода на заслуженный отдых увеличат, мы в буквальном смысле будем трудиться до гробовой доски».
Надо отметить, что и в правительстве далеко не все поддерживают точку зрения Кудрина. Глава минздравсоцразвития Татьяна Голикова не устаёт пояснять, что в правительстве сейчас не обсуждается возможность повышения в России пенсионного возраста. Она считает, что экономически такой шаг мало что даст, есть другие пути решения: «На сегодняшний день у нас достаточно большое количество граждан, которые получают досрочные пенсии и нагрузку по которым также несёт бюджет Пенсионного фонда».
Стоит отметить, что вопрос решения проблемы досрочных пенсий назрел давно. В настоящее время каждый третий человек, выходящий в нашей стране на пенсию или уже получающий её, — «досрочник», не достигший пенсионного возраста. Работающие на производствах с вредными условиями труда выходят на пенсию в 45–50–55 лет. Между тем дополнительные взносы за них работодатели не платят. Досрочные пенсии для этих людей распределяются из общего котла, увеличивая нагрузку на пенсионную систему примерно на четверть. Решение этой проблемы могло бы существенно пополнить бюджет ПФР и укрепить доверие молодых к его программам.
Пока же россияне мало увязывают своё благополучие в старости с участием, к примеру, в Программе государственного софинансирования пенсий, в рамках которой государство в течение 10 лет удваивает индивидуальные перечисления граждан. На сегодня в этой программе участвует только 3,7 миллиона россиян. В Свердловской области число участников превышает 150 тысяч. Приведённые данные красноречиво говорят о том, что люди не торопятся копить на старость.
Екатеринбурженка Таисия Павловна Трофимова пояснила своё неучастие в программе так: «Я просто не могу понять, что делать — то ты входишь в программу с накопительной частью пенсии, то нет… Полной ясности в этом вопросе пока нет!».
С мнением читательницы трудно не согласиться. Хоть и говорится, что коней на переправе не меняют, в ходе реформы ПФР поменял правила игры, исключив из участия в программе формирования накопительной части пенсии часть граждан. Сейчас накопительная часть пенсии формируется только у работников 1967 года рождения и моложе за счёт части уплачиваемых работодателем страховых взносов.
В России, в отличие от экономически развитых стран, внедрение накопительной составляющей трудовой пенсии было начато без создания правовой базы — законодательство писалось главным образом с учётом интересов страховщиков, о застрахованных гражданах думали в последнюю очередь. В правовом поле экономически не обеспечена пожизненная выплата накоплений, нет гарантии их сохранности и ответственности негосударственного страховщика за минимальный уровень доходности.
Вот поэтому-то народ и не спешит пока направлять средства накопительной части пенсии в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), опасаясь, что может и вовсе их лишиться. Так что же — оставить идею самому участвовать в формировании своей будущей пенсии? Вот тут я, пожалуй, возьму на себя смелость дать совет — не рубить сплеча и отнестись к этому вопросу взвешенно.
К прежней солидарной пенсионной системе, когда молодое поколение «кормило» стариков, государство уж точно не вернётся. Каждый должен осознать, что он сам главный кузнец своего пенсионного счастья. Поэтому нужно чётко уяснить, что «серые» зарплаты автоматически урезают будущую пенсию. Если действительно заботиться о достойном уровне пенсионного возмещения, следует знать, что есть ещё и добровольное пенсионное страхование через НПФ, которое наряду с обязательной накопительной частью тоже пополнит копилку будущего благополучия. Обязательную накопительную составляющую и добровольную можно инвестировать в разные фонды — государственный и негосударственный. Не стоит пренебрегать и участием в программе добровольного софинансирования пенсии- на эту программу в бюджет ПФР в 2011 году из Фонда национального благосостояния поступит 5 миллиардов рублей.
Маргарита ЛИТВИНЕНКО
Источник: Областная газета