29/06/2010 Решение проблемы не в директивном повышении пенсионного возраста, а в появлении у людей желания и возможностей работать дольше
Алексею Кудрину не впервой выступать в роли «злого боярина-либерала». Он и расходы бюджета хочет сокращать, хотя в России развал науки и ужасные дороги, а теперь вот говорит, что от повышения пенсионного возраста нам не отвертеться. С успокоительным для населения ответом выступил замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин. Он заявил, что повышать пенсионный возраст было бы, с одной стороны, цинично, учитывая низкую продолжительность жизни россиян. С другой стороны, – бесполезно, так как полученная экономия будет недостаточной для покрытия дефицита пенсионной системы. Да и вообще, прорабатывать вопрос ни президент, ни премьер-министр не поручали. Тут можно добавить – и не поручат как минимум до 2013 года.
Общественное возмущение понятно. Средняя продолжительность жизни у нас низкая, пенсии маленькие. Но надо отдавать себе отчет в том, что бедность российских стариков – это побочный эффект в том числе и низкого пенсионного возраста. В Великобритании, Франции, Германии и других странах, с которыми мы любим себя сравнивать, пенсионеров в расчете на одного работающего гораздо меньше, и это позволяет государству лучше их обеспечивать. В России благодаря быстрому росту пенсий коэффициент замещения в следующем году станет близким к рекомендованным МОТ 40%, но демография и неработающая накопительная система будут постепенно отнимать это завоевание. Получится ли взять дополнительные деньги с экономики – большой вопрос. Ведь после предстоящего повышения страховых взносов Россия станет страной с одной из самых высоких пенсионных нагрузок на фонд оплаты труда в Европе.
Наконец, те, кто отвергает повышение пенсионного возраста со ссылкой на малую продолжительность жизни, несколько лукавят. Россияне, особенно мужчины, живут мало в среднем, а этот средний показатель учитывает высокую смертность среди младенцев, алкоголиков и наркоманов. Те же, кто не спивается, живут на пенсии не так уж мало по сравнению с европейскими стандартами, а женщины – даже дольше благодаря более раннему завершению карьеры.
В чем прав Минздравсоцразвития, так это в необходимости реформировать систему досрочного выхода на пенсию. Почти треть таких случаев объясняется опасными, вредными и тяжелыми условиями труда. Работодателей, которые «поставляют» таких пенсионеров, нужно обременять их содержанием. Это даст толчок модернизации производства и улучшению техники безопасности.
Но и государству тоже есть чем заняться. Создать, наконец, нормальное здравоохранение. Здоровый человек и живет дольше, и желание работать по достижении 55- или 60-летнего возраста у него никуда не пропадает. Кстати, благодаря все той же демографии бизнес очень скоро научится ценить работников предпенсионного возраста – молодежи будет не хватать. Наконец, надо решить проблему накопительной системы, которая не только позволит избежать «сползания» коэффициента замещения обратно вниз, но и даст «длинные деньги» экономике.
Анна Ким
Источник: Финанс